Сумбур, много сумбура
Лирическое отступление:
Итак, "Хоббит" закончился. И это очень грустно. Вообще, когда я сожалею об окончании фильма или сериала, я сожалею не столько о самих фильме или сериале, сколько о том времени, что у меня с ними ассоциируется.
Классе, наверное, в десятом или одинадцатом я прочитала в СтарХите, который я на тот момент ещё покупала, о том, что в Новой Зеландии Питер Джексон набирает массовку для фильма "Хоббит". По условиям, мужчины и женщины не должны были быть выше определённой планки, а желающих было много, и была драка, что собственно и заинтересовало прессу.
Ангел тогда обрадовался, ибо ну как же, это же "Хоббит", который прочитан был ещё классе в третьем, и вот он будет на экранах, красота.
Первая часть "Хоббита" вышла в 2012-ом году. Первый курс, зима, дело было вроде бы даже после сессии. Мы с Татьяной ходили в "Урал" за билетами, потом пошли дворами в общагу и шли ровно час! Учитывая, что сейчас я добираюсь за пятнадцать минут. Мы лезли через какие-то трубы, обходили машины и встречных собак, я пришла домой уставшая и заявила, что никуда не пойду больше, но таки встала и пошла - куда деваться.
И мы смотрели первую часть в "Урале", и да, мы недавно вспоминали того мужчину, что сидел на пару рядов ниже, и был с Систер на одной волне. По итогам нашего "выгула", Систер полюбился Голлум, я заново влюбилась в своего ещё с детства любимого гнома, да плюс ещё в одного. Так что британский кинематограф занял мои вечера.
На вторую часть мы ходили с Анной Николаевной. Как сейчас помню: это были последние дни перед Новым годом, и мы решили пойти абсолютно спонтанно, просто вот: "Пойдём? Пойдём!" И это был прекрасный и счастливый день, ибо мне сказали, что у меня будет четыре автоматом по психологии (а потом всё же поставили пять), и мы ехали в Горки, и Анька фоткала меня в сугробе, а потом заставляла фоткать её у ёлки.
А потом мы мёрзли на остановке, и Анна Николавна вспоминала как зовут Орландо Блума, ибо она заново влюбилась в Леголаса, да ещё в Азога Осквернителя - кого ни послушаешь, роковой мужик! - а Ангел остался верен своим идеалам.
А вчера я ходила одна, потому что у народа нет денег, нет времени а парни вообще зло, никакой уже теперь спонтанности.
И я пострадать нормально не могла, ибо люди же кругом. Хотя женская половина зала, судя по всему, страдала, наплевав на всех, а мужская покашливала. И да, это был зал слэшеров, мы были на одной волне.
И мне было даже не с кем обсудить потом, я, как выяснилось, уже не люблю ходить в кино одна, хотя когда-то любила. И я шла домой пешком - на кой чёрт мы когда-то ездили на троллейбусе, а про тот час по дворам я и вообще молчу - и у меня явно было что-то с лицом, ибо встречный народ на меня странно косился.
Оно:
Я переписываю это в третий раз, и я до сих пор не знаю, как и с чего начать. Перечислять плюсы, а потом минусы? Разбирать отдельно героев? Просто сказать "шрам не болел уже девятнадцать лет, всё было хорошо"? Я не умею писать по порядку, у меня вечно получается сумбур. Но ладно.
Я не смотрела, до сих пор не смотрела "Властелин колец", но надо бы. И я уже сейчас догадываюсь, что "Хоббит" для меня всё равно будет роднее, ибо это "Хоббит". Питер Джексон дал мне "мою" сказку, ту, что была у меня в голове. Не знаю, как это получилось, но всё это, Шир, Лихолесье, Озёрный город, Гора (Гора!) - это всё "моё", такое, как я себе и представляла.
Зато гномы в моём представлении были другими. И не только в моём, подозреваю. Но это, может быть, и к лучшему. Смотреть шесть часов на то, как кучка седых ворчливых старичков добирается до Горы, а потом три часа за неё воюет? Хм.
ПиДжеевские гномы индивидуальны. Это вам не различие по длине бород и цвету мантий. Братцы Фили и Кили, толстяк Бомбур, Бофур в ушанке, Бифур с топором в голове, "эпатажный" Нори, рассудительный Дори, "зелёный" совсем гном Ори, Оин со слуховым аппаратом, суровый Глоин, ещё более суровый татушечный Двалин, мудрый Балин, и Торин. Торин Дубощит.
Торин. В фильме он, конечно, более... Просто более. В третьей части им всё-таки овладела драконья болезнь, и это действительно драконья болезнь, в прямом смысле - он двигался как дракон, говорил, как дракон. И чах, чах над своим златом.
Бильбо. И он тоже более. Бильбо всегда отличался от других хоббитов, иначе не рванул бы за гномами в их трудный и опасный путь. В третьем фильме это уже не тот маленький хоббит, никогда не покидавший Шир, и переживающий из-за оставленного дома носового платка. Эти гномы действительно стали ему родными, а Торин особенно. Он весь фильм пытается как-то помочь ему, что-то сделать, вытащить из этой трясины, а как? И ведь Торин, параноик, подозревающий в предательстве своих верных гномов, абсолютно доверяет Бильбо.
Две прекрасные сцены. С жёлудем, когда вот он, хоббит с его мечтой вернуться домой, посадить жёлудь, который когда-нибудь вырастет. Для гномьего короля странные мечты, мелочные. Или нет? Не затем ли он шёл к Одинокой горе, чтобы вернуть себе свой дом? Момент просветления, который, увы, быстро заканчивается.
И ещё одна: когда Торин дарит Бильбо мифриловую кольчугу, говоря о том, что она защитит хоббита от любого оружия. Дарит Бильбо кольчугу. В то время, как сам трясётся над каждой монетой, и следит, чтобы никто и ничего.
И насколько же потом сложно Торину осознать, что это Бильбо взял Аркенстон, да ещё и отнёс его врагам. А ведь сделал это хоббит ради спасения короля и всей этой гномьей компании.
Кстати, момент, когда Торин приказывает гномам скинуть Бильбо со стены, а они не двигаются с места, нравилась мне ещё в книге.
Ещё одна прекрасная сцена: с тенью дракона, и осознанием Торином того, что он превращается в своего деда, что для него теперь сокровища и проклятый камень важнее чести, достоинства и дружбы.
Их с Бильбо сцена прощания не такая, какой она была в книге, но, может, это и к лучшему. Местами больше пафоса, местами меньше. И на "прощайте, господин Взломщик", Ангел зашмыгал носом, как когда-то в первый раз. И как всегда очень своевременное появление орлов, параллель с концом первой части. "Орлы прилетели, Торин! Орлы прилетели!" И кажется, что вот они, орлы, и сейчас, как в каком-нибудь блокбастере, Торин должен внезапно прийти в себя, и всё должно быть хорошо. Ведь орлы прилетели. Но нет, это не какой-нибудь блокбастер.
Бард Лучник. Он человек. Он самый обычный человек, без сверхспособностей. Ему не нужна слава, власть, много денег. Вот все сокровища Эребора, вот эльфийский король на здоровенном лосе, вот какой-то старик... Ах, это не старик, а волшебник Гендальф? Да какая Барду разница, весь этот блеск и крутость ему не нужны и не интересны, ему важно спасти свой народ и не допустить войны, а всё остальное идёт подальше.
Многие говорят, что от "хорошести" Барда скулы сводило, я сама-то обычно не особо люблю таких героев, но тут другая история. Бард просто хороший и просто человек. Хороший человек.
Трандуил. Его наконец-то додали, хотя, я подозреваю, что по старой доброй традиции, хоть пару секунд да вырезали. Трандуил, конечно, как и всегда прекрасен. И как и всегда умудряется блистать, что в своих покоях, что на поле боя. Это же Трандуил, как иначе-то?
Он напоминает кого-то из семейства кошачьих: двигается плавно, вальяжно, а потом внезапно откуда-то берётся резкость, стремительно, и, простите, кто зазевался, нападение без предупреждения. Хотя опасность в нём всегда сквозит. Ох уж эта маньячная совершенно улыбка в ответ на "трусливую лесную фею".
У Трандуила своя личная трагедия, в воспоминания о которой очень больно попала Тауриэль. Неудивительно, что в конце концов между ними возникло какое-то взаимопонимание. "Почему мне так больно? - Потому что она настоящая". Неправа ты была Тауриэль, ой как неправа.
А ещё у Трандуила есть Леголас. С которым никаких нервов не хватит. То втрескается в эту эльфийку и айда совершать подвиги, типа бросания в бой, дабы спасать её любимого гнома. Прекрасно, просто прекрасно.
А ещё есть армия (как, кстати, они двигаются!). За которую ответственности больше, чем у кого либо. У гномов есть их смертная жизнь, они погибают в бою. А эльфы бессмертны, и отправить их в бой, означает лишить этой бессмертной жизни. Если ли у Трандуила такое право? А что делать? И ведь когда он приказал отступать, сам не ушёл, ибо отправился искать Леголаса. Многие возмущались, и я в том числе, что они даже не обнялись, редиски. Хоть и было это, было обоюдное облегчение от того, что живы.
Правда, вот со Странником неувязочка, да. Но всё равно отсылка к ВК. Давай, Леголас, вперёд.
И да, Трандуил забыл предупредить чадо, дабы не связывался с гномами. Вот уж где облом.
Галадриэль, прекрасная Галадриэль. Гендальф, который всегда придёт на помощь как те орлы, вовремя. И Саурон с голосом Бена. И Саруман, и Элронд. Только вот заявление Сарумана вызывает фейспалм. Что бы вы делали без хоббитов, товарищи?
Лишнего всё же хватает. Перегруз какой-то местами. И не всегда было ощущение, когда под ложечкой ёкает, не всегда. Но бой как всегда был красивый. Я какая-то странная, видимо. Ибо большинство женского населения пишет, что всю битву проспали, что скучно, что муторно, бла-бла-бла.
Кили и Фили. И Тауриэль, и Леголас. Вот за что Питер заслуживает икоту. Смерть Фили настолько проходная, что у меня глаз задёргался. Кили! Я знала, что так будет, я этого боялась. Спасибо, Питер.
Самый огромный, самый жирный минус, из-за которого у меня уже даже ничего не дёргается, отдёргалось: где нормальный конец?! Нет, я не про возвращение в Шир, не про "кто такой этот Торин Дубощит? - Он был моим другом", я даже не про то, что могли бы и гномов в конце показать. Я про оборванность и недосказанность. Битва шла, а потом сразу мир и всё хорошо. Понятно, что Азог убит, что орлы прилетели, но ощущение странное. Похороны вообще решили оставить в режиссёрской версии. Серьёзно?
Зато были гномы, оставшиеся десять гномов, вышедшие попрощаться с Бильбо. Не навсегда всё же.
И, Бильбо, будешь ли ты счастлив теперь, в своём уютном доме, в своей Норе, в покое, уюте и с носовыми платками?
Кстати, о режиссёрке. Четыре часа. Четыре. Часа. Где всё, я сильно надеюсь, допокажут, но это ведь уже не большой экран. Ох уж эти ПиДжеевские режиссёрки. Я тут пробежалась по первым двум частям мельком, и это всё можно охарактеризовать смайликом О_о.
Нет, ладно, куски из Сильма ещё ладно. Ладно гномы в фонтаме. Но вот за что Питер в очередной раз заслуживает икоту, так это вырезанные из первой части сорок три секунды Трандуила. Сорок три секунды, я засекала. Сорок, блин, три секунды! Казалось бы, ну что такого? Но этот кусочек объясняет всю вражду между гномами и эльфами. Согласитесь, если эльфийский король, которого радушно принимали в Эреборе, узрев, какой кошмар обрушился на гномов, взял и просто увёл своё войско подальше - это одна история. А вот когда всё тот же король, узрев, какой кошмар обружился на гномов, которые когда-то его, можно сказать, послали, да вспомнив о своём знакомстве с драконами, увёл свою армию - это уже история совсем другая.
И, кстати, теперь и у меня появилось нехорошее подозрение насчёт того, зачем на самом деле войско Лихолесья в тот день явилось к Эребору.
Главное, всё важное они повырезали, а заколебавшего Альфреда оставили. Дабы воплощать весь дурдом и гадство нашего мира.
Хватает минусов, хватает. Но это не отменяет того факта, что мне понравилась вся трилогия, понравилось, как воплотили на экране "мою" сказку. Спасибо, Питер, это было прекрасно.
И пока народ тут оплакивает прощание со Средиземьем, я пока не буду. Режиссёрка, режиссёрка впереди.
Шрам пока ещё ноет.