Я ненавижу людей, но они в этом точно не виноваты.
...рассказать (и вот, наконец, собралась) о моём любимом месте в Питере. Я, конечно, в совокупности провела тут чуть больше месяца, и видела не так много, но тем не менее.
Сад Фонтанного дома. Или Шереметевский садик. В Фонтанном доме - флигеле Шереметевского дворца - жила Анна Ахматова. В квартире на третьем этаже Ахматова прожила тридцать лет, и это были нелёгкие тридцать лет. Здесь арестовывали мужа и сына поэтессы, здесь она писала свой "Реквием" и тут же сжигала рукопись. За окнами квартиры из сада наблюдали со "скамейки стукачей". Сейчас в квартире музей, я была в нём в прошлом году, и самое яркое впечатление на меня произвели пальто Николая Пунина, висящее в прихожей, и окошко в туалете, ведущее на лестницу.
Так вот, в музее я была один раз, а в саду, наверное, раз десять. Oн на меня призводит то же необъяснимое впечатление, что и Исаакий. Тут покой. В сад можно попасть с Литейного проспекта — такая неприметная арка. Можно ещё огородами-огородами ака дворами пройти почти сразу же от арки к набережной Фонтанки, вместо того чтобы обходить по улице.
Так вот, стены арки исписаны стихами Ахматовой, Есенина, Бродского, молодёжь тут свои каляки оставляет — меня расстроило то, что по сравнению с прошлым годом бессмысленных каляк стало больше. А дальше — в калитку. Что меня всегда завораживало: садик Фонтанного дома — как Нарния, нора Алисы, или платформа девять и три четверти, я не знаю.
Ты сворачиваешь с шумного проспекта в арку, а потом попадаешь в сад, в котором тишина, и никаких звуков с улицы, никаких намёков на то, что всего в нескольких метрах машины гудят, толпы туристов снуют — покой.
А ещё тут хорошо укрываться во время дождя. Кроны деревьев образуют неплохую "крышу". Помню, как в прошлом году я шла по Литейному, шёл дождь стеной, ветер сносил, ужасная была погода. В саду Фонтанного дома не было ни ветра, ни дождя, ни шума. И на пианино кто-то наигрывал "All of me" — пианино стоит в саду под навесом, на нём может играть любой желающий.
Я приводила сюда в прошлом августе своих родителей, очень волновалась, но им понравилась. Мама сказала то же что и я — покой.
Сегодня я успела прийти сюда до дождя. Сидела на скамейке под Ахматовскими окнами до победного, дождь лил как из ведра, но я-то под клёном, у меня сухо. Потом дождь пошёл сильнее, и вот тут-то уже клёны перестали спасать. Народ бодренько потопал в музей — помимо музея-квартиры Ахматовой в Фонтанном доме есть ещё музей-квартира Бродского и Гумилёва вроде бы. Билеты, кстати, очень дешёвые, а вот аудиогиды в два раза дороже, что забавно. В прошлом году я шла по студенческой скидке, бесплатно.
— С вас сто двадцать рублей за билет, — говорят мне.
Подаю студенческий.
— Идите бесплатно. Хотите аудиогид?
— Хочу. Сколько?
— Двести рублей.
Смешно. Но без аудиогида нет смысла идти, разве что свой тащить. А как иначе? Ну висит в прихожей пальто, а на двери комнате Ахматовой записка, ну и что? Поглазел и вышел.
Так вот, народ порысил в музей, а я пошла к кассам, и не я одна. У людей, правда, зонтики были, хотя какой от них толк, дождь шёл стеной, а у меня не было даже зонтика. Поэтому я тусила у касс, купила закладку с Бродским, попыталась погладить Рыжика, но он не дался, попыталась погладить Кешу, но он тоже меня послал. Рыжик, Кеша и Персик — рыжие обитатели Фонтанного дома. Говорят, Ахматова любила кошек. Кеша — старый знакомый, копия Мишки. Пришёл, охранник запустил его в подсобку, Кеша, разумеется, тут же вышел, побродил, да и пошёл обратно на улицу. В туалет. Туристы, спешащие под крышу, останавливались и смотрели на рассевшегося в траве кота. Потом заходили, а на стойке, на которой разложены книги, и за которой продают билеты, спал ещё один здоровенный кот. Рыжик, он же Oся. Персика я сегодня не видела, сказали, где-то ходит.
И вот дождь шёл и шёл, откуда-то из-за дождя неслась музыка — парень с девушкой укрывались от дождя под навесом с пианино, в окнах квартиры на третьем этаже горел свет, Кеша тёрся о мои ноги. Покой.
Кассир вышла на крыльцо, и сказала, что раз дождь в лужах пузырится, значит скоро закончится. Дождь не закончился до сих пор. Oн поутих на какое-то время, и я рванула в метро, иначе бы пришлось ночевать в моём любимом саду. А дождь усилился и всё ещё пузырится себе.
В общем. Если вы живёте в Питере, но — мало ли, я знаю людей, которые десятилетия живут, но не — не были в музее-квартире Ахматовой и в саду Фонтанного двора, или если вы едете в Питер, и тоже не были — сходите обязательно, там очень хорошо. И можно пополнить копилку знаний, а можно просто сидеть в саду и молчать. Или фоткать котиков, гладить они не очень-то даются. Или купить томик стихов, или прочую дребедень типа закладок, кружек, футболок, магнитиков.
Сходите, правда.

Свистнула фотку из интернета, потому что мои отстойные.

P.S.: Фасад дворца прошлым летом был закрыт, а теперь, видимо, закончили с работами.

P.P.S.: А ещё только сейчас поняла, что нет экспонатов выставки, которая в прошлом году располагалась в саду. Что логично.


@музыка: Шандор Каллош_Принцесса на бобах

@темы: я, 21 грамм, Город 812, лето девятнадцатого, Питер, я люблю тебя!

Комментарии
10.08.2019 в 00:28

Приходи ко мне во время прихода
Спасибо за рекомендацию, как раз близится поездка, так что постараюсь заглянуть)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail